Для детей с нарушением слуха
Рекомендации по организации обучения детей с нарушением слуха в классе в общеобразовательном учреждении:
1. Учащийся должен сидеть за первой партой (предпочтительно со стороны стола учителя) на максимально близком расстоянии от учителя. При этом учащийся должен иметь возможность видеть всех одноклассников для того, чтобы при их устных ответах поворачиваться и видеть лицо говорящего, считывать речь у него с губ.
2. Учитель должен контролировать состояние индивидуальных слуховых аппаратов у учащегося (чтобы аппарат работал, был включён).
3. При проведении урока учитель всё время должен стоять ближе к учащимся, повернувшись к ним лицом. Нельзя поворачиваться боком или спиной при объяснении материала, в этом случае учащиеся не воспринимают речь учителя и не понимают, о чём он говорит.
4. Речь учителя должна быть нормальной разговорной громкости, в нормальном темпе, но не быстрой.
5. При выполнении самостоятельных заданий учитель должен дополнительно уточнить правильно ли учащийся понял смысл предъявляемого задания, при затруднении объяснить в более лёгкой и доступной форме.
6. При проверке домашнего задания по устным предмета предпочтение лучше отдавать письменным заданиям, чтобы на фоне хорошо говорящих сверстников учащийся не чувствовал свою особенность речи.
7. Максимально стимулировать устные ответы, даже если в них есть ошибки при словесном оформлении. Это стимулирует учащихся к стремлению в устном общении, вырабатывает положительное отношение к речи.
8. При оценивании результатов учебной деятельности пользоваться нормами оценки знаний учащихся с нарушением слуха.
9. Максимально привлекать учащихся к участию в мероприятиях класса и школы. Это способствует накоплению социального опыта.
10. Проявлять к учащимся толерантное отношение, оказывать им всяческую поддержку, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно в своём классе и в школе.
11. Вести активное взаимодействие с семьёй в процессе воспитания и обучения ребёнка.
Оборудование для учащихся с нарушенной функцией слуха
При вовлечении в систему инклюзивного образования учащиеся с нарушениями функций слуха нуждаются в специальных технических средствах, обеспечивающих им условия хорошей слышимости речи преподавателя и прочей звуковой информации.
К сожалению, современные слуховые аппараты не способны в должной мере заменить функции нормального слуха – учащиеся со слуховыми аппаратами испытывают дискомфорт от недостаточного уровня громкости речи, направления речи, окружающего шума, эха и других причин.
Помимо этого слабослышащие учащиеся нуждаются в комплексе реабилитационных мероприятий, которые невозможно осуществлять без специального оборудования.
Это создает очень серьезные ограничения при обучении слабослышащих учащихся в обычных учебных заведениях, что в большинстве случаев приводило к тому, что слабослышащие учащиеся направляются в специальные коррекционные учебные заведения.
Сейчас существуют технические решения, которые позволяют создать в любом учебном заведении условия совместного обучения учащихся с разными возможностями по слуху.
Компания «DSmarket» предлагает комплекс решений для реализации задач вовлеченя в систему инклюзивного образования учащихся с нарушениями функций cлуха.
FM-СИСТЕМЫ
FM-системы передают звук (например, голос преподавателя) с микрофона непосредственно на динамики слуховых аппаратов слабослышащих учащихся, что позволяет им обучаться совместно с нормально слышащими учащимися.
FM-система состоит из передатчика и приемника. Звук с микрофона преподавателя поступает на миниатюрный FM-передатчик, который транслирует радиосигнал на FM- приемник учащегося. Далее сигнал передается на слуховой аппарат учащегося посредством индукционной петли. Все современные слуховые аппараты оборудованы режимом приема такого индукционного сигнала с FM-систем, слабослышащим учащимся достаточно просто переключить свои слуховые аппараты в режим приема такого сигнала (режимы «Т» или «М/Т»).
Преподаватель имеет возможность свободно перемещаться по классу или аудитории, не напрягать голосовые связки, индивидуально работать со слабослышащими учащимися (например, на реабилитационных занятиях). Система абсолютно безопасна (используются очень малые мощности радиосигнала), автоматически регулирует громкость голоса преподавателя до выбранного учащимся оптимального уровня.
РАДИОКЛАСС
Если в классе или аудитории используется несколько FM-приемников учащимися, то такой набор называется «Радиокласс».
Использование радиокласса позволяет создать в любом учебном помещении условия комфортного обучения учащихся с разными возможностями по слуху. Более того, все FM-приемники имеют «гнездо» для обычных наушников, и такие системы могут использоваться в том числе учащимися без нарушений по слуху в больших аудиториях, а также при реализации специальных задач – например, синхронного перевода.
Радиоклассы могут использоваться и при проведении культурных, экскурсионных, спортивных мероприятий, что позволяет слабослышащим учащимся быть полностью вовлеченными в общественную жизнь учебного заведения.
АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Акустические системы являются дополнительным элементом FM-систем и радиоклассов и служат для создания в учебном помещении условий хорошей слышимости для всех групп учащихся. Голос преподавателя поступает с микрофона через FM-передатчик на акустическую колонку. Динамики аудиоколонок мягко усиливают голос преподавателя, равномерно распространяют его по помещению. Одновременно сигнал с передатчика попадает на FM-приемники учащихся.
Дополнительной функцией системы является возможность реабилитационных занятий со слабослышащими учащимися за счет обучения восприятию речи с колонки без задействования FM-приемника учащегося.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ (ИНДУКЦИОННЫЕ) СИСТЕМЫ
Информационные (индукционные) системы также служат для передачи голоса или иного аудиосигнала непосредственно в слуховые аппараты или кохлеарные импланты учащихся, когда применение FM-систем не оптимально:
• когда не удобно использовать индивидуальные FM-системы – в библиотеке, в кабинете директора, в спортзале, в деканате;
• при необходимости обеспечить трансляцию выступления в крупных аудиториях, актовых залах без выдачи индивидуальных FM-приемников.
Переносные информационные (индукционные) панели передают учащимся голос с микрофона через встроенную в панель индукционную петлю.
В крупных помещениях (актовые и концертные залы, большие аудитории, холлы, коридоры) размещаются стационарные информационные панели, которые подсоединяются к громкой связи зала (микрофону, звукоснимающему оборудованию, микшерному пульту) и обеспечивают значительный радиус передачи речи, музыки (до 700 кв.м.).
СЛУХОРЕЧЕВЫЕ ТРЕНАЖЁРЫ
Предназначены для проведения индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, отработки ритмико- интонационной речи в коррекционной работе с детьми, имеющими различную степень потери слуха. Используются в коррекционных учебных заведениях, а также в учебных заведениях, реализующих систему инклюзивного образования.
Включают в себя специализированный звукоусилитель, к которому подключены наушники высокой мощности. Оборудование вырабатывает глубокий и качественный звук, что является незаменимым при аудиотренировке детей с нарушениями слуха.
Возможности тренажеров:
• помогают осмыслить и понять каждое сказанное слово;
• помогают слышать свой голос, развивать свою речь, общаться с педагогом с большим пониманием и уверенностью;
• имеют высокое качество звука, позволяют учащимся регулировать свой голос.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС
Предназначен для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию, коррекции слуха и речи в образовательных учреждениях, реализующих функции коррекционного развития и инклюзивного образования. Включает с себя:
• набор учебно-коррекционных программ для учащихся разных возрастов, имеющих нарушения слуха, речи, произношения, заикания, дыхания:
• модуль индивидуальных баз данных учеников:
• модули (программы) коррекционно-развивающего характера;
• модуль графической визуализации речи;
• персональный компьютер или ноутбук;
• микрофон (один или несколько);
• аудиоколонки или FM-систему.
Дополнительные опции:
• интерактивная компьютерная доска или
мультимедийный проектор.